Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования «Парламентское расследование: основания, формы и порядок проведения» обусловлена следующими факторами: во-первых, важность парламентского расследования, это высшая форма парламентского контроля, которая позволяет выявлять и ликвидировать нарушения в деятельности подконтрольных органов, а также устранять причины возникновения правонарушений; во-вторых, информационно-предупредительный характер, главная цель парламентского расследования - защита прав и свобод человека и гражданина; в-третьих, необходимость совершенствования института, совершенствование института парламентских расследований в России нужно для повышения эффективности реализации всех функций законодательного органа, укрепления основ конституционного строя страны. Исследование вопросов парламентского расследования приобретает особую актуальность из-за новизны и малоизученности данной темы в конституционном праве. В Российской Федерации наблюдается повышенный интерес к теме парламентского контроля, что обусловлено политической ситуацией в стране. Таким образом, изучение парламентского расследования и связанных с ним аспектов важно для понимания механизмов государственного управления и обеспечения прав граждан, а также для совершенствования законодательства и контрольных процедур.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании оснований, формы и порядка проведения парламентского расследования.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы конституционного права, регулирующие основания, форму и порядок проведения парламентского расследования.
Целью исследования является анализ оснований, формы и порядка проведения парламентского расследования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть определение парламентского расследования;
2.рассмотреть правовые основы института парламентского расследования как формы парламентского контроля;
3.исследовать общий порядок проведения парламентского расследования, особенности правоприменительной судебной практики;
4.выявить современные проблемы института парламентского контроля в Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере конституционного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по конституционному праву, такие как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е., Нудненко Л.А., Хабриева Т.Я. и другие авторы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании оснований, формы и порядка проведения парламентского расследования.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Определение парламентского расследования
Институт парламентского расследования выступает важным инструментом для осуществления контроля со стороны законодательной власти. Такая форма контроля обусловлена стремлением российского государства к реализации демократических и институциональных ценностей во всех сферах своей деятельности. В нынешней непростой обстановке, которая сложилась после начала военной операции на Украине в феврале 2022 года, сохранение и укрепление демократических институтов, гарантирующих честность и порядочность действий государственных деятелей, приобретает особую важность для защиты национальной идентичности и суверенитета страны .
Парламентские расследования, как инструмент парламентского контроля, уже много десятилетий являются популярной практикой в зарубежных демократических государствах. Эта традиция тесно связана с идеями Ш. Монтескье о разделении властей, где три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - действуют независимо, взаимно контролируя и ограничивая друг друга в рамках установленной системы баланса и противовесов. Парламентское расследование в современном понимании выступает как высший уровень парламентского надзора, в первую очередь, за работой исполнительной власти. Оно основывается на конституционном праве парламента учреждать комиссии для расследования преступлений, которые по своей значимости выходят за рамки обыденных правонарушений.
Парламентские расследования дают законодательной власти инструмент для контроля в отношении конкретных событий или фактов. Этот вид парламентского контроля позволяет комплексно анализировать проблемы правового регулирования общественных отношений и совершенствовать нормативно-правовые акты для их более эффективного решения. Результаты парламентского расследования не только способны выявлять и устранять имеющиеся нарушения в работе контролируемых органов, но и формировать меры, которые помешают возникновению подобных правонарушений в будущем. Парламентское расследование также служит важным инструментом для повышения эффективности государственного аппарата и защиты прав и свобод граждан .
В трудах учёных есть разные определения парламентского расследования. Некоторые из них: А.А. Спиридонов рассматривает парламентское расследование как институт парламентского права. Д.Б. Трошев предлагает определять парламентское расследование как форму парламентского контроля, представляющую собой деятельность органов Федерального собрания по выявлению и устранению причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства.
Е.М. Якимова определяет парламентское расследование как форму парламентского контроля над органами исполнительной власти (иногда и над органами местного самоуправления), осуществляемого созданными в установленном порядке специальными временными комиссиями законодательного органа государственной власти.
Д.А. Гусаров парламентским расследованием в Российской Федерации считает деятельность комитетов и комиссий Совета Федерации и (или) Государственной думы, направленную на сбор и анализ информации о противоправных действиях или бездействии лиц, занимающих ответственное положение в российских государственных или общественных органах или организациях, о событиях и фактах, имеющих повышенное общественное значение, с последующим реагированием на выявленные нарушения и обязательным уведомлением граждан о результатах расследования.
Ю.Г. Федотова определяет парламентское расследование как форму парламентского контроля, которая представляет собой систему действий законодательного (представительного) органа и других участников, привлекаемых к работе парламентской следственной комиссии. Цель — выяснить причины, условия и последствия фактов грубых или массовых нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также иных фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для личности, общества и государства. А.А. Еропкин считает, что конституционное закрепление парламентских расследований целесообразно для определения чёткости последующего нормотворчества, поскольку конституционные нормы регулируют прежде всего наиболее важные правоотношения, а парламентское расследование не является новой функцией парламента.
Федеральное законодательство регулирует парламентский контроль в России посредством Федерального закона от 27.12.2005 № 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" . Этот закон, принятый в ответ на призыв Президента РФ В.В. Путина, озвученный им во время ежегодного послания Федеральному Собранию, призван закрепить процедуру парламентских расследований на официальном уровне.
Парламентские расследования представляют собой последовательность строго определенных процессуальных шагов, каждый из которых выполняется в определенном порядке и имеет свою специфику. На каждой стадии расследования решаются конкретные задачи, а участие в ней определено для конкретных субъектов, вовлеченных в процесс.
Процесс запуска парламентского расследования начинается с инициативы, основанной на фактах и обстоятельствах, которые будут предметом расследования. Законодательство, в частности статья 7 Закона № 196-ФЗ, предусматривает возможность возбуждения расследования при условии, что не менее пятой части сенаторов и депутатов Государственной Думы ФС РФ совместно обратятся к Председателям палат с письменным заявлением о необходимости проведения расследования. Закон предусматривает этот механизм для более взвешенного подхода к запуску процедуры, поскольку понимает, что ее инициируют не отдельные депутаты или сенаторы, а значительная часть народных избранников. Такой подход исключает возможность личной заинтересованности и придает парламентскому расследованию особый вес и значение, подчеркивая его серьезность и ответственность .
Уполномоченный по правам человека обладает правом инициировать парламентские расследования, если он выявит серьезные и многочисленные нарушения прав и свобод граждан. Для этого он может обратиться в Государственную Думу РФ, опираясь на статью 31 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 26 февраля 1997 года , который определяет полномочия Уполномоченного по правам человека в России.
Инициатива проведения расследования обсуждается и принимается решение о его проведении в той палате, где она была впервые выдвинута. Члены палаты путем голосования определяют дальнейшую судьбу предложения, либо одобряют его, либо отвергают. Решение принимается в соответствии с установленным порядком голосования, при этом побеждает большинство голосов.
При одобрении инициативы в одной из палат, принимается постановление, где определяется вопрос о формировании комиссии и ее предполагательном составе из представителей обеих палат Федерального Собрания РФ. Затем данное постановление направляется во вторую палату для рассмотрения, где она может либо согласиться с предложенным решением, либо высказать свое несогласие, тем самым определяя окончательный исход. Для принятия решения ей предоставляется 15-дневный срок (если заявка на возбуждение расследования поступила во время межсессионного периода, рассмотрение происходит в течение семи дней с начала сессии). При положительном решении, вторая палата утверждает постановление, в котором фиксируется поддержка инициативы о парламентском расследовании и определяется примерный состав комиссии от ее представителей.
С момента вступления в силу принятого решения, начинается процесс формирования парламентской комиссии. Порядок ее создания и функционирования четко определен в статье 9 Закона № 196-ФЗ, изучение которой выявляет ряд ключевых особенностей.
Начнем с того, что расследовательская комиссия создается по специальному назначению и действует только в период проведения расследования. После завершения расследования она прекращает свою деятельность. Важно отметить, что срок работы комиссии не может превышать одного года с момента ее формирования .
Кроме того, комиссия создается с участием представителей обеих палат парламента в равных пропорциях, что означает, что в ее состав входят равное число депутатов как Государственной Думы РФ, так и Совета Федерации РФ. В комиссию могут войти любые парламентарии, за исключением некоторых категорий, а именно:
Парламентарий не был вовлечен в происшествия, которые стали предметом расследования. В его случае уже принято решение о лишении неприкосновенности или этот статус уже утратил свою силу. В случае вовлеченности в расследуемое происшествие какого-либо его близкого.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 29.05.2023) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.03.1997, № 9, ст. 1011
3. Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О парламентском контроле" // Собрание законодательства РФ, 13.05.2013, № 19, ст. 2304
4. Федеральный закон от 27.12.2005 № 196-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.01.2006, № 1, ст. 7
5. Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2024) "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 09.05.1994, № 2, ст. 74
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, № 1, ст. 2
7. Закон Чеченской Республики от 20 мая 2007 г. № 25-рз "О парламентском расследовании" (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://base.garant.ru/1575717. Дата обращения: 01.04.2025.
8. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://base.garant.ru/1575717. Дата обращения: 01.04.2025.
9. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 июня 2023 г. № 300-СФ "О возбуждении парламентского расследования преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима" (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://base.garant.ru/407090296. Дата обращения: 01.04.2025.
10. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант. Электронный ресурс. Режим доступа: URL : https://base.garant.ru/12125778. Дата обращения: 01.04.2025.
Судебная практика:
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 № 34-П "По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"// Собрание законодательства РФ, 07.01.2013, № 1, ст. 78
Научная и учебная литература
12. Абгаров С.С. Институт парламентского контроля в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Белгород, 2019. 23 c.
13. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С. А. Авакьян. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. - 864 с.
14. Аманбеков Т. Р. Институт парламентских расследований: зарубежный опыт и перспективы внедрения в Казахстане // Правовое обеспечение социальной справедливости и государственный суверенитет. - М.: Московский гуманитарный университет, 2024. - С. 240-247.
15. Березгова, А. А. Место и роль отрасли конституционного права в российской правовой системе / А. А. Березгова // Вестник научных конференций. – 2023. – № 3-3(91). – С. 18-21.
16. Бендюрина С.В. Федеральный парламентский контроль в Российской Федерации (Конституционно-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 10.
17. Бердникова Е. В. Актуальные вопросы правового регулирования и реализации парламентского контроля в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия "Экономика. Управление. Право".- 2015.- № 4. - С. 432-437.
18. Бурдуков, М. Ю. Современные проблемы парламентского контроля в Российской Федерации / М. Ю. Бурдуков // Уральский журнал правовых исследований. – 2021. – № 2(15). – С. 3-12.
19. Воронцов С. А. Парламентские расследования в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета.- 2016. - Т. 3, № 2-3. - С. 21-24.
20. Гиреев, И. К. Парламентское расследование как форма парламентского контроля / И. К. Гиреев // Студенческий. – 2024. – № 42-7(296). – С. 46-48.
21. Зубарев, А. С. Типы парламентских запросов палат Федерального Собрания Российской Федерации (к вопросу о необходимости интерпелляций) / А. С. Зубарев // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 5 (90). - С. 65-80.
22. Исаев, Д. А. Проблемы парламентского контроля: парламентское расследование и иные формы / Д. А. Исаев // Юридическая наука. – 2024. – № 11. – С. 65-68.
23. Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2005. 192 с.
24. Кравец И.А. Конституционная репрезентация: проблемы идентификации и совершенствования публичного политического представительства / И.А. Кравец // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 433. С. 186-197.
25. Спиридонов А.А. Понятие парламентского расследования / А.А. Спиридонов // Lex Russica (Русский закон). - 2008. - Т. 67, № 3. - С. 597-604.
26. Спиридонов, А. А. Парламентский контроль в Российской Федерации: научно-практическое пособие. - Москва: Издание Государственной Думы, 2011. - 160 c.
27. Трошев Д.Б. Парламентское расследование как форма контроля Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью федеральных органов государственной власти [Текст]: автореф. дис.. канд. юрид. наук / Д.Б. Трошев. - М., 2008. 26 с.
28. Фурсова В. А. Стадии парламентского расследования Федерального Собрания РФ // Современная наука и молодые ученые. - Пенза: Наука и просвещение, 2021. - С. 214-220.
29. Чимаров, Н. С. Сравнительный анализ проблемы определения конституционализма в отечественной и зарубежной юриспруденции / Н. С. Чимаров, В. В. Таля- нин // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2020. - № 4 (49). - С. 26-30.
30. Шаблинский И. Г. К модели управляемого парламентаризма: некоторые исторические вехи // Конституционный вестник. 2020. № 5(23). С. 175-189.